Марк Сэджвик. О Головине

Марк Сэджвик 

О Головине

(глава из книги Against Post-Modern World)

Крах Советского союза в 1991 году принёс надежду на прозападную модернизацию России и также принёс в российскую политику неожиданную разновидность Традиционализма - НеоЕвразизм. Эта идеология сформировалась вокруг такого важного традиционалиста как Александр Дугин, обратив в свои ряды вначале те слои общества, которые отвергли политику Ельцина и идею трансформации Россию в какой-то вариант либеральной, демократической страны на условиях Запада.
С приходом Владимира Путина политический пейзаж изменился и НеоЕвразизм переместился от периферии в господствующую политическую тенденцию.

Ранний Традиционализм в СССР и России.

Хотя Традиционализм до Перестройки был по ограничен лишь узкими кругами, однако Русский Традиционализм уже существовал в 1960-х. 
Традиционализм был впервые открыт в Советском союзе через Библиотеку им. Ленина, в которую, что неожиданно, по неизвестным причинам стекались работы традиционалистских авторов. Внимание Евгения Головина, русского поэта, известного только кругу диссидентских или "независимых" интеллектуалов, который он возглавлял, было привлечено к Приверженным Традиции авторам в 1962 или 1963 году ссылками у Льюиса Le matin Des magiciens - отдаленное эхо его популяризации Традиционализма в Западной Европе, обсуждаемой нами в предыдущей главе.

Интерес Головина к Традиционализму передался его кругу, одному из многих таких же кружков интеллектуалов, которые были распространены по всему Советскому союзу.
Разочарованные в прогнивших основах советского марксизма-ленинизма, эти диссиденты или "независимые" интеллектуалы существовали на отшибе советской жизни, бойкотируя такие её институты как Коммунистическая партия и Комсомол, вступление в которые было требованием для получения работы в таких сферах как академическая наука и журналистика, где интеллектуалы могли нормально работать. Вместо этого они работали учётчиками, библиотекарями и даже дворниками. Следуя устоявшейся русской традиции, они обычно встречались друг с другом на квартирах и кухнях, говорили и выпивали, а также читали и обсуждали философские, литературные и поэтические тексты, циркулировавшие тогда в самиздате (самостоятельно изданные, самодельные книги и копии книг) и иногда свои собственные сочинения. Альтернативная музыка также расцветала на этом пейзаже. Любопытно, что западные жанры, такие как рок и панк, порицаемые советским руководством, позже приобрели здесь интеллектуальную респектабельность неизвестную у себя на родине. Многие из этих интеллектуалов самостоятельно изучали иностранные языки (часто на одних и тех же текстах). Уровень их самообразование в гуманитарных науках часто был намного выше аналогичного уровня самообразования на Западе.

В круг Головина советского периода входили Гейдар Джемаль и Александр Дугин, ставшими впоследствии двумя важными фигурами Традиционализма в России. 
Джемаль, присоединившийся к этому кругу в 1967 году, был москвичом азербайджанского происхождения, чьё образование и воспитание было скорее советским и светским, нежели исламским. Ещё с юности он был погружен в библиотеку полную книг по философии, собранную его дедом по материнской линии, оттоманским турком, иммигрировавшим в Россию и участвовавшим в Октябрьской революции на стороне большевиков, а затем окончившим престижный Институт Театрального Искусства им. Луначарского (совр. РАТИ-ГИТИС). Дугин, присоединившийся к кругу около 1980 года, был сыном офицера советской армии.

Головин, Джемаль и (позже) Дугин работали над реконструкцией Традиционализма по книгам найденным в Библиотеке им. Ленина, иногда пытаясь предположить содержание недоступных им книг по одному их названию. Хотя "Символика креста" Генона была недоступна (находилась в закрытом фонде библиотеки), работа Эволы "Языческий империализм" (в пересмотренном виде, более традиционалистская, изданная в Лейпциге в 1933г.) была размещена в свободном доступе, с момента приобретения в 1957 году - кто бы ни был ответственен за эти решения, очевидно, он не смотрел дальше названия. Русские традиционалисты, говоря об их ведущей роли в изучении работ Генона по объяснению современности, на самом деле, достигли большего (после 1991 года, по крайней мере) на модели Эволы.
Традиционализм обеспечил интеллектуальное удовлетворяющее, дав объяснение советской реальности, в которой они жили и которую они отвергли, но это не подвигло их на какое-либо действие. Дугин перевёл "Языческий империализм" Эволы на русский в 1981 году, но его попытки распространить это в самиздате, не имели большого успеха. 
Ни духовная деятельность, к которой обычно вёл Генон на Западе, ни политическая деятельность, связанная с Эволой, не были возможны в Москве 1960-1970-ых годов. Любая возможность политической активности был исключена по очевидным причинам, а духовная активность была ограничена нехваткой необходимой инфраструктуры. Существующие традиционалистские религиозные просто группы не могли связаться аналогичными группами в Советском союзе, хотя Владимир Степанов, выпускник Московского Института Философии, принадлежавший к кругу Головина завязал контакт с британским неосуфием (нетрадиционалистом), видным романистом и поэтом и поэтом Робертом Грэйвсом. Хотя Джемаль присоединился к Накшбандийскому Суфийскому Ордену в Таджикистане 1980 году, суфизм не играл важной роли для него. Когда он взял Головина и Дугина с собой в поездку длиной в месяц на Зеваршан в северо-восточном Памире, и хотя они и не смогли посетить шаха Джемаля, хотя они, действительно, посещали могилы различных суфийских святых.

Закрытый круг Головина приходил в действие в те моменты, когда они были очень пьяны. Как Дугин это позже назвал "выражение во всех формах", что означало форму протеста. Это "выражение" нашло отражение в некоторых из романов другого члена круга Головина, романиста Юрия Мамлеева, описанного одним критиком как "мастер сексуального и некро-гротеска"

tpc: