Зверобой неприметный и неизвестный
Зверобой неприметный и неизвестный
Называется эта удивительная трава (удивительный кустарник) Hypericum perforatum. Почему перфоратум и кто его перфорировал, непонятно. Ботанические наименования не часто блистают изысканностью: зверобой обыкновенный продырявленный! Дырявое ведро, дырявые ботинки – куда ни шло, но почему подобного эпитета удостоилось золотистое соцветие о пяти лепестках? Его листочки просвечивают голубоватыми точками, лепесточки – эфирными жилочками.
Эта приятная, полезная, волшебная трава зовётся по-разному у разных народов, в России сохранилось более десятка названий, из которых "зверобой", бесспорно, самое неудачное. Никаких зверей он не бьёт, если корова или овца пресыщаются гиперикумом до болезни, так на то они животные подневольные – рабство отбило у них последние мозги.
Обращение с вегетацией ведьм, шаманов, колдунов, знахарей, ворожей радикально отличается от "практического использования". Последнее, вообще говоря, означает уничтожение всего живого – морей, почвы, кроликов, белых мышей, кротов и, разумеется, растений. Как и всякий другой объект современного мира, зверобой разъят на составляющие: это полезно, это вредно, корень отбрасываем за никчёмностью, стебель завариваем, из листьев масло выжимаем, красители для вин и ликёров изготовляем и т.п.
Простаку, склонному к созерцанию природы, вегетацию приятно наблюдать в роскошном расцвете её живого окружения, наблюдать и приходить к разным недоумённым выводам. Почему гиперикума (зверобоя) избегают муравьи, но регулярно навещают бронзовые жуки? Почему в период цветения осы от него уклоняются, но стрекозы вполне охотно качаются на его венчиках? Почему цветы гиперикума боятся чернолуния, но радуются восходу Марса и Венеры? И весьма сложное "почему": издавна выращивают зверобой вокруг курятников для защиты от лис и ласок – почему запах этой травы отпугивает хищников?
В магии не занимаются причинами и следствиями, вопросами и ответами, только наблюдают и констатируют знание уже полученное. От кого? От дедов и бабок, либо от обитателей иных космических стихий, так называемых элементалов – саламандр, эльфов, сильфов, русалок, полудниц, водяных и т.д. Согласно магической традиции, корень растения соответствует ногам (или волосам), стебель – торсу, цветок – голове. Порядок меняется в зависимости от местных обычаев и преданий, но трёхчастное деление остаётся. Следует пояснить: сие относится не к физическому телу, но либо к срединному (общее с физическим сердце и кровообращение), либо к "лунному телу сновидений" (Парацельс).
Под влиянием магического воздействия, которое называется "рапт", человек действует бессознательно или попадает в ситуации неожиданные и безвыходные. В зависимости от косвенной или прямой направленности различаются "малые" и "большие" привороты. Хозяин дома, к примеру, не хочет, чтобы Иван Иваныч приходил к нему – он прячет корень зверобоя в тряпицу с именем нежелательного посетителя и зарывает под калитку или крыльцо. Это "малый приворот", поскольку адресат особого ущерба не испытывает. Другое дело – нацеленная месть или ненависть, связанная с жестокими увечьями или болезнями – тогда с корнем зверобоя оперируют весьма секретно. В принципе магические операции разделяются на "инбибо" (inbibo) и "лускар" (luscar), то есть на мягкие и жёсткие – в зависимости от интенсивности и точности направленного замысла.
Зверобой магически резонирует с Венерой и Марсом, поэтому хорошо его собирать по вторникам и пятницам. Необходимо чем-либо одарить место сбора и нашептать самой траве какая помощь требуется. Если трава "не согласна" – признаки хорошо известны ведьмам и лесовикам – следует извиниться за беспокойство и уйти. Подобные "правила хорошего тона" подробно изложены в книгах Л. Русалова (Волхования и околдования на Руси, 1888) и А.Ф. Кибитина (Магические обряды и поверья, 1893).
А.Ф. Кибитин поведал несколько любопытных историй касательно зверобоя – эту траву называли ещё "лилита". Имеется ли в виду библейская Лилит или славянская богиня луны Лилита – трудно сказать. Итак: отец заставляет дочь выйти за богатого купца, мать плачет и весьма неубедительно утешает:
В чирьях, угреватый,
Борода лопатой,
Но зато богатый
При больших деньгах.
Девица решает сама себе помочь. Необходимо в определённый день и час, в определённом месте попросить землю уступить траву лилиту (зверобой) и предложить замену:
Ты возьми колечко
И моё сердечко
Матушка земля.
По субтильным, но вполне ясным приметам девица чувствует, что земля согласилась – корень медленно высвобождается и девица напевает:
Травушка лилита,
росами умыта
Живи у меня.
Будешь ты, лилита,
лентами повита
До чёрного дня.
Травушка лилита,
Сокрой и спаси ты
От дурных вестей,
Как повянут листья,
да поблекнут ленты,
Сгинет лиходей.
А.Ф. Кибитин добавляет: "Я часто разговаривал с молодыми крестьянками, подобными этой девушке, и меня удивляло их полное безразличие к судьбе своих жертв. Они твердили одно: такова девичья воля, так велела трава лилита" (А.Ф. Кибитин. Магические обряды и поверья, с 62-64). Так-то. Девушки прежде всего повинуются великой матери, как бы она не прозывалась.
По своему резонансу с Марсом и Венерой зверобой очень эффективен в делах любовных и военных и, в зависимости от замысла оператора, интенсифицирует или ослабляет соответствующие способности. Зверобой обладает также ярко выраженными симпатиями и антипатиями: к примеру, ненавидит всю грибную породу и обожает семейство папоротников. Отвар зверобоя с теми или иными грибами зачастую даёт бешеный эффект – совершенно пропадает страх, и нервы длительно и агрессивно электризуются. Подобный "коктейль" (зверобой и паутинник простой) пили когда-то викинги-берсеркеры и сравнительно недавно – индейские воины племён ирокезов и онондагов. Возвращаясь к нашей унылой действительности, следует рекомендовать густой отвар зверобоя при отравлениях грибами.
Но это другие, менее интересные истории.