Странный доктор Фладд

Странный доктор Фладд

 

Aстрология всегда помогала этому англичанину, который родился в 1574 году, через два года после сенсационного появления сверхновой в созвездии Кассиопеи, о чём речь впереди. О его приватной жизни известно очень мало. В 1592 поступил в колледж святого Иоанна в Оксфорде – там в 1594 украли у него роскошный бархатный камзол. Роберт Фладд не растерялся и определил по таблицам эфемерид: на час похищения Меркурий (покровитель воров) находился в доме Венеры на востоке – в самом деле, злодея удалось разыскать в притоне легкомысленных девиц. 

Однако этот великий астролог и врач терпеть не мог никаких женщин: ни легкомысленных, ни серьёзных, памятуя слова Экклезиаста: "Я смотрю на мир глазами своей души и нахожу женщину горше смерти. Она есть охотничий силок. Её сердце – клетка, её руки – цепи". Никогда не лечил особей женского пола, ибо "женщина – корень всех несчастий и причина грехопадения" (Tractatus Secundus, 5).

В малоизвестной жизни Роберта Фладда биографы, тем не менее, отыскали много любопытных эпизодов и жестоких научных конфликтов. Поскольку его медицинские методы и рецепты (бег несколько миль для больных водянкой, растирание дождевой водой с примесью яичного желтка при лихорадке, внезапные удары камышовой тростью, "намагниченное" сырое мясо, массаж с применением оленьей крови со ртутью и т.п.) блистали оригинальностью Он подвергался гонениям – в прямом и переносном смысле – и устраивал в лекционных аудиториях Оксфорда и Манчестера потасовки с профессорами и студентами. 

Примерно так поступал его учитель Парацельс, таковы нравы милого старого времени, которое исчезало на глазах Роберта Фладда. Кроме упомянутого звездоявления в Кассиопее, в 1604 году вспыхнули новые звёзды в созвездиях Лебедя и Змеи. Фирмамент – нечто постоянное и абсолютно надёжное – шатался, зримо изменялся. Небо уходило от земли, Уран перестал оплодотворять Гею, дух отделился от материи. 

Роберт Фладд оставался одним из немногих адептов религиозно-магического миропонимания и до конца дней верил в единство микро и макрокосма: человек – вселенная в миниатюре, человек – мера всех вещей. Позднее подобное воззрение назвали антропоцентризмом. 

Однако это легче назвать, нежели определить. В своей обширной "Истории микро и макрокосма" (1610) Роберт Фладд проиллюстрировал антропоцентризм множеством гравюр, которые никоим образом не упрощают сложной неопределённости. Человек симметрично и красиво расположен в зодиакальной сфере, живот и гениталии фиксированы срединным чёрным кругом. Это земля – космический элемент, планета Земля, материнское лоно. Человек в центре равномерного движения космоса. Важно уяснить следующее: это никоим образом не предполагает какой-либо избранности, высшей прерогативы – всякий зверёк, всякое дерево точно так же пребывают в средоточии своей жизненной динамики. Но в отличие от растения или зверя человек додумался до собственной… децентрализации. Именно таков двуликий смысл открытия Коперника. Согласно польскому неоплатонику, вселенную оживляет незримый огонь; солнце расположено к этому огню довольно близко, но с ним не совпадает. Когда комментаторы Коперника провозгласили гелиоцентризм, то есть центральность материального солнца в материальной вселенной, человек утратил срединный покой и обрёл всё возрастающую неуверенность в себе. Это, апрочем, логическая пролонгация изначального иудео-христианского дуализма. 

Роберт Фладд, как до него Пелагий, Ориген, Ансельм, Скотт Эриугена, не мог согласиться с подобным постулатом. Только земля центральная в материальной вселенной, ибо субстанция солнца слишком субтильна. Грубая материализация солнца означает аналогичную материализацию вообще и низведение человека на уровень сугубо телесный. Но разве человек, созданный по образу и подобию Божьему, ограничен животом и гениталиями, голодом и сексуальностью? 
Но разве новая рационалистическая эпоха утверждает что-либо иное? Разве голова и сердце, дух и душа не попадали под тиранию живота и гениталий, разве теология, метафизика, искусство не сместились на отдалённую периферию? Если сие очевидно сейчас, то вовсе не было столь однозначно во времена Роберта Фладда, Кеплера и Декарта. 

В работе "De technica Microcosmi historia" ангийский герметик рассуждает о двух субтильных центрах – о солнечном (правостороннем) сердце и "вериксе" (точка в районе темени). Кстати говоря, герметическую анатомию Парацельса-Фладда ни в коем случае нельзя сравнивать со схемами веданты и кундалини-йоги – сходство поверхностно и обманчиво. "Цель нашей науки, – пишет Роберт Фладд, – убийство чёрного дракона, хвост коего коренится в пупке, а зубы разгрызают солнечное сердце. При успехе такой операции лунное сердце – наша Диана – обретёт божественный свет" ("De technica Microcosmi historia", р. 102). Как всё это понимать? 

Если учесть основную мысль Фладда о соответствии макро и микрокосма, ответ очевиден: необходимо с помощью магической практики освободить "солнечное" или правостороннее сердце, от которого (после грехопадения, согласно автору) остался крохотный рудимент – так называемая "копьевидная мышца". Подобное освобождение возможно при озарении "верикса" сотворённым светом или Логосом. 

Уильям Гарвей – открыватель кровообращения, друг Роберта Фладда, соглашался с гипотезой правостороннего сердца, однако считал его пробуждение делом безнадёжным. Иоганнес Кеплер писал Фладду, что если признать единство макро и микрокосма, второй фокус земной эллиптической орбиты суть местопребывания "чёрного дракона". И всё же Кеплер, несмотря на свои астрологические убеждения, тяготел к новой философии. Его удивляла пламенная вера Фладда в библейские истины и птолемеевский миропорядок. Мир многозначен, вселенная, судя по всему, бесконечна, познание равным образом бесконечно и недоступно не только одному, но и миллиону учёных. Но доктор Фладд до самой смерти оставался верен себе: надлежит с божьей помощью и магическими усилиями пробудить "солнечное сердце" – и вселенная раскроит свои тайны. Он пытался приблизится к этому солнечному центру с различных периферийных пункотв – занимался астрологией и теорией навигации, чертил планы крепостей и храмов, изобретал музыкальные инструменты, выращивал диковинные овощи и экзотические деревья…

Единый взгляд излучается границей мира земного и небесного. Вместо общей для всех количественной бесконечности – дивное разнообразие индивидуальных, качественно бесконечных вселенных. Сколько людей – столько миров. "Над каждым человеком – собственное небо, каждая нога ступает по собственной земле. Когда ты это поймёшь, твои заблуждения отпадут, словно гнилая шелуха". ("Philosophia moysaica", 1626, р.14). 

Гармония космоса, музыка сфер создана по законам вселенского монохорда, интервальное расстояние от земли до эмпирея – дисдиапазон, двойная октава. На уровне солнца свершается переход от октавы земной к небесной. Разве индивидуальный монохорд сотворён иначе? Разве сердце-солнце не наполняет сияющим светом дух, душу и тело? Но как? 

Лунное (обычное, левостороннее) сердце напоминает падчерицу – рабыню злой мачехи. Это сердце не в силах сопротивляться фантазиям рационального сознания или вздорным капризам бесчисленных желаний. Отсюда переутомления, дефекты, болезни. Роберт Фладд с годами пришёл к выводу о бесполезности лечения тех или иных органов, поражённых недугом: "Любые препараты и фармакопеи временно поддерживают тело, однако, направленные на излечение того или иного органа, разрушают целостность организма. Пользовать тело телесными средствами всё равно, что согревать кусок льда или подбадривать огонь в очаге холодной водой" ("Philosophia sacra", 1626, р.93). Посему Роберт Фладд в конце концов отказался от медицинской практики по примеру многих герметиков, что увлекались в молодости врачеванием. Тому, вероятно, были и другие причины. В 1612 году он вступил в орден Розы и Креста, который публично объявил о необходимости реформации европейской жизни и устранению религиозной междоусобицы, и выпустил очень странный текст под названием "Апология ордена Розы и Креста". После изображения плачевного раскола христианского мира, ламентаций касательно судьбы человечества вообще Роберт Фладд переходит к условиям аффилиации, то есть приёма в данный орден. Параграфы этих условий удивительны до сказочности: "Кто умеет игрой на лютне притягивать драгоценные камни и золото, достоин вступить в наш орден" ("Apologia", 1614, р.11). Подобные параграфы написаны вполне серьёзно. Роберт Фладд конечно же не шарлатан и не сумасшедший. Очевидно он обрёл в ситуации герметического посвящения новые возможности, очевидно орден Розы и Креста играл (играет) любопытную роль в альтернативной истории цивилизации.