Интервью "Философской газете"
Интервью с ФГ: Для алхимика нет смерти вообще
В настоящей беседе предполагалось говорить об алхимии. И хотя о ней было сказано мало, искусство королей в этих нескольких фразах не померкло. Мы спрашивали наудачу: вдруг он заговорит о том, о чём сейчас говорить странно.
- Алхимия в современном мире? Невозможно. Сознание современного человека столь далеко от алхимии: Чтобы говорить о ней, необходимо хоть отдалённое понимание предмета. Но даже для этого отдалённого понимания вам потребуется изменение сознания. Ведь мы не живём так, как жили античные люди. Мы даже не знаем вкуса настоящего вина, потому что его нет.
- как же быть с разбавлением вина водой древними греками?
- Какая чушь. Все эти исторические выдумки - враньё. Да и переводчики постарались. Вино разбавляли гидромерией. Вероятно, кто-то из переводчиков уловил приставку 'гидро', - и дальше думать не стал. А гидромерия - это же мёд, специальный состав, приготовление которого - целое искусство. Крепость вина от него не уменьшалась.
- Скажите, а можно дать алхимии точное определение?
- Алхимия суть наука превращения простых элементов в драгоценные. Главная цель алхимии - превращение физического тела человека в его эфирное тело с постепенным перемещением жизненного центра с физического тела на тело эфирное.
- А как алхимики относятся к физической смерти?
- Как к полному абсурду. Для алхимика нет смерти вообще. Так называемая смерть - это устранение физического компонента.
- Связана ли и каким образом трансформация металлов с трансформацией тела?
- Тело - как металл. А металл - это живое существо. Как и у него, у тела может изменяться структура. Во-первых, трансформация тела может происходить на клеточном уровне, когда оно сублимируется, принимая более тонкие субстанции. Существует множество способов трансформации. Во-вторых, из тела можно выделить мужскую или женскую половину. Это связано с тем, что ваше эфирное тело иного пола, нежели ваш физический пол. В нас есть потенциальный андрогин, который можно разделить на женские и мужские гормоны. Изначальное наше состояние - это хаос. Задача алхимика - гармонировать два начала.
- А в чём различие между трансформацией и трансмутацией?
- Трансформация суть превращение временное: вещество можно с течением времени вернуть в исходное состояние. Это материальное превращение, первый этап. Можно назвать трансмутацию малым магистерием, albedo - 'работой в белом', которая совершается в женском режиме Дианы, Луны. Трансмутация меняется, как женщина: её можно превратить в одного индивидуума, потом в другого: Женщина, как вода или пластилин. Так медь переходит в серебро, но серебро не стабильно.
Трансформация же - это изменение сущностной формы вещества под влиянием Солнца, мужской планеты. Женски ориентированное вещество входит в фаллическое состояние.
- Какова функция философского камня?
- Философский камень - универсальный катализатор, с помощью которого возможно одну вещь превратить в другую и всё превратить во всё.
- Как вы считаете, алхимия в современном мире проиграла науке?
- Алхимия сейчас вошла в моду, каждый месяц выходит по несколько книг. Ею занимаются по всей Европе. Но сейчас практикуют алхимию физическую, то есть, архимию, которая служит сугубо трансформации металлов. Философский камень в алхимии - это панацея от болезней. Алхимики стараются получить универсальную фармакопею, чтобы избавиться от болезней, исправить дефекты камней и улучшить - что очень актуально сейчас - во много раз плодовитость почвы.
- Чем же плох современный мир?
- Мир вовсе не так плох. Всё зависит от того, в каком пространстве вы живёте, какую литературу читаете, например. Сейчас всё завалено бестселлерами. Вот замечательное слово для этимологического разбора.
'Бестселлер' - то есть хорошая покупка. Это и Стивен Кинг, и те почитаемые сегодня авторы на отечественном книжном рынке. Всё легко, стремительно читается, нет напряжения. И, кажется, речь идёт о тайном, о сокровенном. Но где это тайное? Это же просто эпатаж. Возьмём Набокова - пример создателя 'селлера' (Почему это хорошая покупка? Может, по меркам современного мира?). В романе 'Лолита' весь сюжет построен на соблазнении девочки-подростка, на нездоровой страсти персонажа. Читатель увлечён, он втягивается, ведь задеты самые низшие слои его природы. А теперь вспомните Достоевского. Ведь и он мог развивать подобные сюжетные линии, у него достаточно для этого материала. Но романы Достоевского многоплановы и сложны. Фабула создаётся не ради описания 'падшей' Сонечки Мармеладовой.
- Как вы относитесь к одной культурологической версии, что произведения Шекспира на самом деле были написаны не им, а алхимиком Василием Валентином?
- Чушь полная. У литераторов есть множество гипотез по поводу авторства пьес Шекспира. Но с точки зрения герметики написать их могли только два человека: либо Роджер Бакон, либо Кристофер Марло, написавший драму 'Доктор Фауст').
- Вы не благоволите вовсе к современной литературе?
- Современная литература зачастую поверхностна. Конечно, толпе не нужен Марсель Пруст и его 'В поисках утраченного времени'. Потому что над его произведением необходимо думать. Но задумайтесь, что важнее, качество или количество запросто проглоченных бестселлеров? Лучше двадцать минут не переворачивать страницу Пруста, размышляя над каждой строчкой, преодолевая сложности стиля, а в итоге получая истинное наслаждение от прочтения качественной литературы, - чем забивать голову романами-однодневками, ничем перед лицом Вечности.
...Часто приходится слышать: 'На Западе ужасно, все разговоры о холодильниках и машинах! Ах, ах:' Но, ответьте мне, что вы думаете по этому поводу. Скажите, в чём отличие между холодильником и так называемой духовностью? В этом смысле античный человек не делал различий между материальным и нематериальным. То, что хороший автомобиль любить плохо, - это чепуха и вздор. Конечно, обыватель останется обывателем и в великолепной библиотеке, не только за рулём нового автомобиля или в магазине бытовой техники. Но если не говорить об обывателях, - почему так плохо не любить жизнь? Обратите внимание, большинство людей чем-то недовольны. Они постоянно ищут чего-то другого, их не удовлетворяют их занятия. Простой вопрос: почему бы ни наслаждаться тем, что вам нравится делать и что вам удаётся? Ведь это снимает массу проблем.
- Так сколько алхимических трактатов следует прочесть, сколько символов сопоставить, чтобы иметь возможность 'беседовать' об алхимии в контексте интервью? Да и как читать эти трактаты простому смертному, когда они так сложно написаны?
- Понимаете, алхимик не может прямо говорить о тех или иных превращениях. Конечно, он МОЖЕТ рассказать вам и показать, как превращается свинец в золото. Но дело в том, что если открыть эту информацию всему миру в контексте какой-нибудь книги, то найдётся человек, который обязательно использует это знание во зло. Например, получение золота в огромных количествах может привести к мировому экономическому дисбалансу.(смеётся)
...Всё гораздо проще, чем кажется. И сложнее, чем покажется потом. Ведь в свинце есть частички золота, - так же, как у женщины есть фаллический элемент, а у мужчины - соски. Алхимик заставляет частички золота в свинце активизироваться. Активизируется их рост. Таким образом, свинец превращается в аурум (золото).
- Как?!
- Это тайна. Видите ли, мастер может рассказать вам и показать, но об одном он умолчит. Когда вы разжигаете алхимическую печь - атанор, - ваши ладони обнимают её, и тепло ваших ладоней передаётся атанору. Да, мастер говорит вам: веществ взять столько-то и столько-то, температура горения такая-то: Но он умалчивает о тепле ладоней, которое тоже составляет температуру горения. Как о нём рассказать? Это тайна. Через мастера действует божественная сила. Понимаете, это просто обыкновенные чудеса.
А ещё надо знать, что есть алхимия мистическая и есть практическая. Мистическая, символическая - это алхимия, интересующаяся проблемами духа и, конечно, магии и мистики. А практическая, лабораторная, занимается реальным получением тех или иных металлов, веществ: Рене Генон, например, не признавал практическую алхимию, все эти эксперименты. Для него существовала лишь её мистическая составляющая.
- Мы спрашиваем его об именах известных мастеров.
- На самом деле много загадочного, много непонятных биографий. Например, фигура монаха-алхимика Василия Валентина стоит под вопросом: а существовал ли вообще этот монах. Много и подделок алхимических трудов. Известно, что сами мастера не любили писать. Есть и странные истории о том, как в средние века алхимиков сажали в башни, чтобы заставлять 'делать' золото, но это - скорее - лукавые выдумки, чем правда.
Кстати, интересно, что средневековый труд 'Молот ведьм', посвящённый обоснованию и оправданию процессов против ведьм, на самом деле является провокативным трудом, сочинённым врагами инквизиции.
- На Западе есть книга, в которой доказывается, что художник Жюльен Шампань, оформлявший книгу Фулканелли, является с автором этой книги одним лицом. А что ещё известно о Фулканелли?
- Так это или нет - не столь важно. Главное - это суть.
- Скажите как поэт:
- Я не поэт. Я пенсионер.
- Хорошо, скажите, как поэт-пенсионер. Вы отдаёте свои тексты известным певцам - Скляру, Хавтану, Бутусову: А вам не больно слушать, как ваши стихи кладут на какую-то, не вашу, мелодию?
- Всё это - мои песни. И стихи, и музыка мои.
- И 'Эльдорадо'?
- И 'Эльдорадо'.
- И:
- Да.
'В этой безумной любви
мы, конечно, утопим друг друга
и будем вместе лежать,
как две морские звезды'
Беседовали Артур Медведев и Мария Мамыко