20 000 Лье Под Водой: Фаллический Апофеоз
20 000 Лье Под Водой: Фаллический Апофеоз
Буржуазная эпоха основательно перевернула бедные мозги человеческие, а Совдепия — страна, несмотря ни на что, угнетающе буржуазная, довершила этот процесс. Мы читаем в детстве очень сложные тексты — сказки, притчи, мифы, а простую литературу, к примеру. Канта или Пруста, читаем в так называемом зрелом возрасте. Жюль Верн для нас — интересный, весьма трогательный рассказчик, плюс к тому энтузиаст научного прогресса. Рассказчик он действительно неплохой, но наукой интересовался мало и относился к ней очень мрачно. Вернее, отношение это с годами колебалось, пока не утвердилось в торжествующем пессимизме-- имеется в виду неоконченный роман “Последняя Атлантида” (1903 г.). Поразительно, что научно инспирированный писатель, который всю жизнь интересовался проблемой источников энергии, вообще игнорировал нефть. Его всегда воодушевляла греза об электричестве, но под электрическом он понимал нечто весьма своеобразное. “В природе существует сила могущественная, простая в обращении. Эта сила — электричество.” Капитан Немо почти адекватно передал мысль алхимика Бернара Тревизана (15 век). Тревизан разумел под электричеством “модификацию тайного огня”.
Транскосмическое единство манифестируется в этом мире двояко — каждый элемент космогонии обладает двойной природой: мать Земля оплодотворяется пресной водой, отец Океан оплодотворяет морские берега соленой водой Земля дает своим креатурам жизнь изменчивую и транзитную, Океан — жизнь вечную Пальма — древо жизни, где рождается феникс согласно вавилонской мифологии — растет на морском берегу, ее корни питаются солью, а “в морской соли скрыт творящий огонь” (Авиценна). И капитан Немо излагает сугубо алхимическую мысль: “Хлористый натрий содержится в морской воде в значительном количестве. Вот этот-то натрий я выделил из морской воды и питаю им свои элементы... В соединении с ртутью он образует амальгаму... Ртуть в элементах не разлагается”.
Это, надо полагать, полная ересь с точки зрения электротехники. Капитан Немо, похоже нашел способ извлечения “амбиполярного” электричества, о котором писал Эдисон, электричества, независящего от источников питания. Его подводный корабль, “подвижный в подвижной среде” оторвался от матери Земли и живет в другой сфере бытия — в сфере Океана или “космогонической воды”. Жюль Верн предстает как миротворец, созидатель принципиально мужской жизненной парадигмы. Земля порождающая, кормящая, уничтожающая, осталась сама по себе, когда “Наутилус” погрузился в бездну Океана. парадигма вполне прозрачная: Жиль Верн жил в эпоху набирающего силы матриархата. материализма, когда мужской интеллект окончательно превратился в рациональное орудие, стимулирующее всепоглощающую разумную материю. Но капитан Немо освободился от этой глобальной ситуации. “Наутилус” представляет собой удлиненный цилиндр, по форме напоминающий сигару.” Это еще напоминает фаллос без тестикулов, избавленный от необходимости оплодотворять и порождать. Этот “ вечный двигатель” светится собственным светом и снабжен смертоносным тараном. Только и всего, кстати говоря. Почему увлеченный научным прогрессом Жюль Верн не отдал в распоряжение своего героя ни перископа, ни торпед — уже известных во время написания романа? Потому что его мало интересовала научная сторона вопроса. Для этого мистически ориентированного автора (наша гипотеза, понятно) манифестированная вселенная и в грандиозном и любом другом масштабе суть постоянно меняющийся результат беспощадной борьбы двух метафизических начал — духа и материи, огня и льда, космического фаллоса и космической вагины. История о капитане Немо — современный вариант мифа о борьбе светоносного Аполлона и всепожирающего Пифона, партеногенетического порождения великой матери. Актом тотального отказа капитан немо вызвал ненависть материального мира — ему приходится сражаться не только с людьми, но и с чудовищами более опасными. Защищая китов (символизирующих мировую ось, фаллический принцип мироздания) он вступает в схватку с кашалотами — “... у них только и есть, что пасть, да зубы.” Таран “Наутилуса” вонзается в этих монстров, кромсает на куски это воплощение беспредельной хищности материи: “Мы плыли среди гигантских тел с голубоватой спиной, белым брюхом, вывороченными внутренностями. несколько перепуганных кашалотов обратились в бегство. Вода на несколько миль окрасилась в пурпур, и “Наутилус” шел по морю крови”. Во время удивительной, напряженной, многоцветной жизни в безднах Океана, капитан Немо периодически сражается с порождениями сжимающей, удушающей смерти. Спруты, ледяной плен в Антарктике, едва не кончившийся страшной гибелью от асфиксии. Но, тем не менее, черное знамя с вышитой золотой буквой “N”утверждено на южном полюсе. Nemo — Никто. Вспышка тайного золотого огня в ночи. Вне родины, вне земли. Рассветы, закаты, времена года безразличны. Независимость как приближение к свободе.
Nord.